Новости
ПОЛУИМПЕРИАЛ ИМПЕРАТОРА-РЫЦАРЯ
5 рублей 1798 года императора Павла I, СМ-ФЦ.
Санкт-Петербургский монетный двор. Тираж 147 473 штуки.
Редкость R по Биткину, 15 рублей по Петрову.
Представленная монета с очного Аукциона №1 Нумизматической Фирмы «Русское Наследие», лот 281.
Император Павел I действительно являлся самым что ни на есть настоящим рыцарем. В декабре 1798 года он был избран великим магистром Мальтийского ордена, и к его титулу добавились слова «…и Великий магистр ордена св. Иоанна Иерусалимского». Тогда в России был учрежден орден Святого Иоанна Иерусалимского, а на российском гербе появилось изображение Мальтийского креста, впрочем, сразу же после убийства Павла в 1801 году оттуда убранное.
Несмотря на неудачи нескольких задуманных денежных реформ в начале его правления, к 1798 году ситуация с выпуском медной, серебряной и золотой монеты нормализовалась.
Полуимпериал (5 рублей), как и другие номиналы, получил своё новое оформление. Были убраны портрет государя и картуши с гербами на обороте. Вместо портрета теперь была надпись: «НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЯНИ ТВОЕМУ», а на другой стороне крестообразная монограмма из литер «П» с «I» в центре.
Чеканка их велась в Санкт-Петербурге, сначала на монетном дворе в Петропавловской крепости, а затем на временном Банковском дворе, с установленной пробой золота – 986 и нормативным весом – 6,08 грамма.
С 1798 года и вплоть до смерти императора в 1801 году, монета достоинством 5 рублей выпускалась ежегодно, причём, большими тиражами. И всё-таки эти монеты очень редки.
В царствование Александра I, когда во время наполеоновских войн русская армия пребывала уже на территории Европы (1813-1814 года), возникла необходимость обеспечить её полноценной монетой, которую тогда же и отчеканили огромным тиражом в 7 006 301 экземпляров. Хотя термин «полноценная монета» звучит здесь достаточно странно. Дело в том, что в России для расчётов за границей ещё с 1760-х годов наловчились чеканить поддельными штемпелями голландские дукаты – одну из самых популярных монет тогдашней Европы. Делалось это ни много, ни мало – на государственном монетном дворе. Конечно, делалось неофициально, но с самого высочайшего соизволения, то есть как у нас принято до сих пор.
А проба пятирублёвых монет Павла I как раз полностью соответствовала «голландским стандартам». Это их и сгубило. Почти все они попали в переплавку, как сырьё для дукатов.
Представленный экземпляр в горящем штемпельном блеске, прекрасной центровке. Очень редок в подобной высокой коллекционной сохранности. Монета прошла процедуру грейдинга в компании Русское Нумизматическое Грейдинговое Агентство, где её состояние было оценено RNGA MS63 по шкале Шелдона, и запаяна в слаб ООО РНГА.
